ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ДЕНИСА.

Розломий Леонид Кононович

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ДЕНИСА.

                                                       
                                                        ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ДЕНИСА .
    
   В начале моей лечебной практики сложнее всего было лечить пациентов с патологией суставов. Боли, с которыми обращались пациенты, носили чаще отражённый характер, то есть неврологический. Стандартные методы лечения не давали ожидаемого эффекта, и я искал новые.
 
  Обычно этой категорией больных занимались ревматологи и ортопеды-травматологи. Ревматологи, прежде всего, искали в крови больных ревматоидный фактор и лечили больных, в основном назначая гормоны (кортикостероиды), реже – антибиотики. Препараты отчасти снимали воспаление, но причина оставалась, и больные вынуждены были проходить лечение постоянно, курсами на протяжении всей жизни. Болезнь сопровождалась сезонными обострениями и ремиссиями, обостряясь в весенний и осенний период года и затихая зимой и летом. В результате, по мере «созревания» патологии, больные постепенно теряли способность двигаться.
 
 Травматологи профессионально привязаны к хирургическим методам лечения. Кто не участвовал в операционном процессе, занимались ортопедией, то есть подбирали стельки, протезы и другие приспособления, а также использовали лекарственные методы лечения. Физиотерапия на больных суставах часто даёт обострения, так как при артритах и артрозах применяются одни и те же средства(!), что является ошибочным действием.
 
  Вот на этом фоне артрологии, когда количество больных, не смотря на проводимое лечение, не уменьшалось, когда неврологические симптомы указывали на первопричины исходящие из области(!) суставов, жизнь заставила меня задуматься над этой проблемой и искать новые пути, прежде всего в обосновании диагноза, а так же в лечении и профилактике.
 
  Как всегда, помог его величество – случай! Однажды знакомый музыкант попросил меня посмотреть мальчика, ученика Ленинградского балетного училища им. Вагановой, страдающего от болей в тазобедренном суставе. Мы договорились, и на следующий день я познакомился с Денисом. Ему было около 13 лет, выглядел он худощавым, как пишут – «долговязым» подростком. Несмотря на худобу, мышцы тела и конечностей были в тонусе. Выяснилось, что он уже около двух месяцев не ходит в балетный класс и по окончании учебного года будет отчислен в связи с «профнепригодностью» из-за болезни тазобедренного сустава. На вопросы, когда и с чего всё началось, его мама рассказала, что два месяца назад Денис, придя из училища, пожаловался на боль в области сустава. Боль возникла при исполнении им одного из «па» у балетного снаряда, и не позволяла выполнить «большой батман» (подъём ноги вверх). Врач училища посмотрел его и направил в Ленинградский институт детской ортопедии и травматологии им. Турнера на консультацию. Профессор института, осмотрев мальчика, поставила диагноз: «Остеомиелит тазобедренного сустава?», посоветовала стать на очередь для госпитализации в клинику института на стационарное лечение и рекомендовала исключить занятия балетом и физические нагрузки. В училище это приняли как приказ, отстранив Дениса от специальных занятий, а дома – как страшный приговор. Мальчик мечтал о балете, в училище он подавал большие надежды, к тому же в роду Дениса балет являлся наследственной профессией. 
 
  Во время обследования Дениса мною были выявлены функциональные блоки по позвоночнику, косо скошенный таз, мышечные дефансы на спине и нарушение содружественной работы мышц конечностей. Особое внимание, конечно же, было уделено больному суставу. Любая, более-менее глубокая пальпация тканей вокруг сустава вызывала резкую ноющую боль без признаков ирритации, что хоть как-то вселяло надежду. Шутка ли, профессор поставила такой грозный диагноз! Особенно болезненной оказалась мышца – напрягатель фасции бедра. В покое Денис боли не испытывал, что так же было доброжелательным признаком(!). На вопрос, падал ли он на таз, Денис сказал, что это «привычное дело», особенно на первых этапах разучивания движений. Стали понятными причины, приведшие к изменениям в тазу, позвоночнике.
 
Осталось разобраться с тазобедренным суставом и мышцами. Помог дальнейший расспрос Дениса, касающийся самого момента возникновения боли. Из рассказа мальчика я узнал, что ученики, войдя в балетный класс сразу(!) располагаются вдоль стен, держась за станок (поддерживающий поручень). Преподаватель, дав задание ученикам принять ту или иную позицию, последовательно переходя от одного к другому, поправляет осанку, положение головы и конечностей. Дойдя до последнего ученика (остальные всё это время стоят в фиксированной позе!), даёт задание всем перейти в другую позицию, продолжая далее свой обход. Подойдя к Денису, преподаватель попросила его сменить положение и исполнить большой батман. Во время этого движения(!) и возникла резкая боль в ноге и суставе. Чем всё закончилось – известно.
 
  Я представлял себе, что балет очень схож со спортом, там и там присутствуют значительные физические напряжения. Взять хотя бы длительно совершаемые «фуэтэ» балериной, не менее затратные, чем движения в художественной гимнастике. А чего стоят прыжки танцора! Нам внешне кажется, что танцоры парят в воздухе, тогда как на самом деле – это колоссальное по физическому напряжению действие. Зная это, я считал, что, как и в спорте перед состязанием, в балете перед выступлением необходима разминка, чтобы дать мышцам разогреться. Однако, каково было моё удивление узнать от Дениса, что в училище это запрещено! Никакой разминки или пробежки. Зашёл в класс и сразу встал к станку!
 
  По окончании лечебной процедуры, которая включала применение мануальной терапии на позвоночнике и специальный массаж на мышцах, я попросил Дениса выполнить большой батман при условии, что он не будет прилагать больше усилий, чем необходимо, а движение должно быть плавным. «А это возможно?» - спросил он. Походи, прислушайся к себе, к своим ощущениям, и если никакой тревоги нет, выполняй. Я предупредил его, что если появится боль, движение следует остановить. Денис походил по комнате, поделал лёгкие движения корпусом, тазом, ногами, а затем спокойно поднял ногу вверх. Все, кто был в комнате, зааплодировали (у артистов всегда так: сделал красиво – получай аплодисменты!). Мама Дениса - в слёзы, конечно, радостные, понимая, что «чёрные дни» в биографии мальчика закончились.
 
 Я продолжал лечение. Больше всего времени заняли мануальные приёмы на позвоночнике и специальные приёмы на мышцах бедра. Особенно трудной была работа с напрягателем фасции бедра. Это сейчас для меня и для тех кто получил знания и практические навыки на семинарах по тазу и суставам, работа с этой коварной мышцей – «семечки», а тогда она была «камнем преткновения».
 
  Денис прошёл у меня курс реабилитации, заключавшийся в работе с мышцами тела по возвращению им возможности содружественной работы. В результате, он не испытывал никаких неудобств при исполнении самых сложных движений. Вопрос об его отчислении отпал сам собой, и Денис вернулся к балету.
 
  Мануальную терапию на самом тазобедренном суставе я использовал только на последнем(!) этапе реабилитации, и заключалась она в восстановлении подвижности капсулы по передней поверхности сустава.
  Я попросил Дениса перед входом в класс, побегать несколько раз по лестнице вверх – вниз (хоть какая-то разминка). Всё было хорошо до тех пор, пока однажды Денис не задержался, и вбежал в класс значительно позже, чем надо. Преподаватель, стоя у двери, упрекнула Дениса за опоздание, положила руку на его спину, чтобы подтолкнуть опоздавшего ученика и обнаружила, что спина горячая, а Денис интенсивно дышит. «Ты, что, бегаешь?» крикнула преподаватель и шлёпнула Дениса рукой, что было в «правилах» среди преподавателей этого училища. Так приучали «терпеть», и ученики никому и никогда не жаловались, а становясь преподавателями, сами следовали этим правилам. «Ещё раз замечу - пригрозила преподаватель Денису, вылетишь из училища!».
  Денис вырос, успешно закончив хореографическое училище, был приглашён солистом Мариинского театра, где проработал много лет. Я был на спектаклях с его участием, очень нравился Денис в роли Зигфрида в балете «Лебединое озеро», высокий, статный, настоящий принц!
  На этом можно было бы поставить точку, но …
  Обидно, как много судеб ломается из-за низкого профессионализма врачей неправильно поставивших диагноз, не сумевших оказать квалифицированную помощь. Часто педагоги и тренеры, добиваясь результатов от танцора или спортсмена забывают (или не знают?) законы физиологии.
 
  ХРОНИЧЕСКИ НАПРЯЖЁННЫЕ МЫШЦЫ В МОМЕНТ ИХ РЕЗКОГО СОКРАЩЕНИЯ МОГУТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ МНОГИХ ТРАВМ! 
 
 Случай с Денисом настолько меня вдохновил, что явился стимулом рождения целого ряда специфических приёмов, которые я с успехом применял впоследствии. Многим танцорам я помог «доработать до пенсии», так как травмы и заболевания именно этого сустава – наиболее частое явление.
 
  Именно во время лечения Дениса, я впервые серьёзно задумался о роли мышц при заболевании суставов. Это был первый шаг к МИОЛОГИИ, которой я до сих пор уделяю основное внимание. Наблюдая за ходом спортивных состязаний, мы можем видеть как спортсмен вдруг(!) хватается за какую-нибудь часть своего тела, морщится от боли и выбывает из состязания. Причём, это происходит не только на соревновании, где, понятно, оказывают влияние эмоции, но и на банальных тренировках, где, казалось-бы особого напряжения нет. Это всё результат хронического перенапряжения мышц (забитых молочной кислотой и её лактатами), ведущего к нарушению их содружественной работы. И не важно, делает человек батман, прыжок в высоту, удар ракеткой по мячу или достаёт с полки кастрюли на кухне. Главное – в теле созданы определённые условия для травм, лечение которых невозможно без применения специфических методов мануальной терапии и массажа.
 
  Я рад, что могу передать своим коллегам и ученикам эффективные методы лечения, которые создал за долгие годы лечебной практики.
 
  Л.К.